Булат А.Ф., Кобец А.С., Дырда В.И., Марьенков Н.Г., Лисица Н.И., Агальцов Г.Н., Немченко В.В Виброзащита жилых домов от динамического влияния железнодорожного транспорта

Geoteh. meh. 2019, 144, 137-145

https://doi.org/10.15407/geotm2019.144.137

Виброзащита жилых домов от динамического влияния железнодорожного транспорта

1Булат А.Ф., 2Кобец А.С., 1Дырда В.И., 3Марьенков Н.Г., 1Лисица Н.И., 1Агальцов Г.Н., 4Немченко В.В

1Институт геотехнической механики им. Н.С. Полякова НАН Украины, 2Государственный аграрно-экономический университет, 3ГП «Государственный научно-исследовательский институт строительных конструкций», 4ООО «Монодит»

УДК 678.4:539.3

Язык: Украинский

Аннотация.

Рассматриваются некоторые проблемы строительства жилого комплекса с системой сейсмо- и виброзащиты от поездов железной дороги. Расчётная сейсмичность площадки строительства составляет 6 баллов по действующим нормам [1]. Строительная площадка находится у линии железной дороги. Во время движения поездов и автотранспорта вибрации почвы передаются конструкциям здания. Преобладающие частоты динамических воздействий от поездов железной дороги и автотранспорта находятся в диапазоне 10-80 Гц. Частоты собственных вертикальных колебаний перекрытий в жилых комнатах домов составляют от 20 до 50 Гц. Поэтому динамические воздействия поездов являются причиной повышенных (близких к резонансным) колебаний перекрытий зданий, расположенных вдоль пути.

Применение систем виброзащиты на основе эластомерных виброопор (виброизоляторы на основе натурального каучука) получило широкое распространение как на промышленных предприятиях, так и при снижении техногенных воздействий (вибраций) на человека в жилых домах, особенно в мегаполисах Украины (виброзащита от подземного и наземного транспорта: поездов метрополитена, трамвая, железнодорожного и автомобильного транспорта). Системы вибро- и сейсмозащиты на основе разработанных в Украине отечественных эластомерных виброопор для защиты конструкций зданий и сооружений от сильных и разрушительных землетрясений позволяют проектировать сейсмостойкие, комфортные и экономичные строительные конструкции.

Виброизоляция зданий от вибраций поездов железной дороги осуществляется путём установки резиновых или резинометаллических виброизоляторов между фундаментной плитой и стенами здания подвального этажа.

В статье представлены результаты экспериментальных исследований по решению проблемы виброизоляции многоэтажных зданий на уровне свайного ростверка от поездов железной дороги и автотранспорта. Результаты выполненных работ позволили получить акселерограммы поверхности почвы на строительной площадке; осуществить разработку расчётных динамических моделей виброизолированных 6, 10 и 13-этажных секций жилого дома для проведения расчётов и разработку рекомендаций по конструированию узлов устройства виброизоляторов и системы сейсмо- и виброзащиты секций дома с целью снижения до допустимых по Санитарным нормам динамических воздействий от поездов железной дороги.

Ключевые слова:

жилой дом, система сейсмо- и виброзащиты, виброускорения почвы и перекрытия, испытания изоляторов, расчет на акселерограммы, рекомендации по виброзащите.

Список литературы:

1. ДБН В.1.1-12:2014. Будівництво у сейсмічних районах України. Київ: Мінрегіонбуд України, 2014.

2. Спосіб шумо – і віброзахисту будівель і споруд від підземного та наземного залізничного і автомобільного транспорту: пат. 117896 Україна. МПК: Е04В 1/62 (2006.01), Е04В 1/98 (2006.01), Е04H 9/02 (2006.01). Опубл. 10.07.2017, Бюл. № 13.

3. Проектирование зданий с заданным уровнем обеспечения сейсмостойкости / Ю.И. Немчинов и др.; под ред. Ю.И. Немчинова. К., 2012. 384 с.

4. СН 1304-75. Санитарные нормы допустимых вибраций в жилых домах. М.: Минздрав СССР, 1975.

5. Вибросейсмозащита тяжелых машин, зданий и сооружений с помощью резинометаллических блоков / А.Ф. Булат и др. Автоматизація виробничих процесів у машинобудуванні та приладобудуванні. Львів: Львівська політехніка, 2011. Вип. 45. С. 460-464.

6. Bulat, A.F., Dyrda, V.I., Lysytsya, M.I., Grebenyuk, S.M. (2018). Numerical Simulation of the Stress-Strain State of Thin-Layer Rubber-Metal Vibration Absorber Elements Under Nonlinear Deformation, Strength of Materials, 3 (50), 387-395.

Об авторах:

Булат Анатолий Федорович, академик Национальной академии наук Украины, доктор технических наук, профессор, директор института, Институт геотехнической механики им. Н.С. Полякова Национальной академии наук Украины (ИГТМ НАНУ), Днепр, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Дырда Виталий Илларионович, доктор технических наук, профессор, заведующий отделом механики эластомерных конструкций горных машин, Институт геотехнической механики им. Н.С. Полякова Национальной академии наук Украины (ИГТМ НАНУ), Днепр, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Марьенков Николай Григорьевич, доктор технических наук, заведующий отделом, ГП «Государственный научно-исследовательский институт строительных конструкций», Киев, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Лисица Николай Иванович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник отдела механики эластомерных конструкций горных машин, Институт геотехнической механики им. Н.С. Полякова Национальной академии наук Украины (ИГТМ НАНУ), Днепр, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Агальцов Геннадий Николаевич, инженер, младший научный сотрудник отдела механики эластомерных конструкций горных машин, Институт геотехнической механики им. Н.С. Полякова Национальной академии наук Украины (ИГТМ НАНУ), Днепр, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Немченко Виталий Владимирович, инженер, директор ООО «монодии», Днепр, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.