Кирия Р. В., Монастырский В. Ф., Мищенко Т. Ф. Повышение эффективности функционирования систем конвейерного транспорта угольных шахт

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ КОНВЕЙЕРНОГО ТРАНСПОРТА УГОЛЬНЫХ ШАХТ

Кирия Р. В., Монастырский В. Ф., Мищенко Т. Ф.

Авторы:

Кирия Р. В., канд. техн. наук, ст. научн. сотр.,

Монастырский В. Ф., д-р техн. наук, профессор,

Мищенко Т. Ф., магистр

(ИГТМ НАН Украины)

Язык: Русский

УДК 622.647.2:62-50

Аннотация:

функционирования систем подземного конвейерного транспорта угольных шахт с разветвленной структурой. Эти системы конвейерного транспорта, как правило, имеют большое количество конвейеров. Из-за простоев конвейеров, а также неравномерности грузопотоков, поступающих из лав, снижается эффективность их функционирования, то есть снижается производительность и увеличиваются энергозатраты на транспортирование угля.

Одним их путей повышения эффективности функционирования систем конвейерного транспорта угольных шахт является управление грузопотоками с помощью аккумулирующих бункеров и регулирования скорости ленты конвейера с использованием контроллеров и частотных преобразователей.

В работе разработан алгоритм адаптивного управления системой подземного транспорта с разветвленной структурой, позволяющий повысить ее пропускную способность и снизить энергозатраты на транспортирования горной массы. При этом система управления конвейерным транспортом представлена как двухуровневая иерархическая система управления, на первом уровне которой оператор задает скорости конвейеров и питателей, а на втором уровне контроллеры в бункерах определяют максимальные заданные значения груза в аккумулирующих бункерах. Глобальной функцией цели этой системы управления является комплексный показатель, равный удельной энергоемкости транспортирования  угля, то есть количество электроэнергии, необходимой на транспортирование тонны угля. Локальными функциями этой системы являются минимальные значения  среднего объема груза в аккумулирующих бункерах системы конвейерного транспорта.

Ключевые слова: система конвейерного транспорта угольных шахт, разветвленная структура, эффективность функционирования, алгоритм адаптивного управления.

Список литературы:

1. Методология адаптивного управления конвейерным транспортом / В. Ф. Монастырский, В. Ю. Максютенко, Р. В.  Кирия, Т. Ф. Мищенко // Геотехническая механика: Межвед. сб. научн. тр. / ИГТМ НАНУ. – Днепропетровск, 2010 – Вып. 91. – C. 245–254

2. Белов, М. П. Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов: учебник для студентов высш. учебн. заведений / М. П. Белов, В. А. Новиков, Л. Н. Рассудов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.

3. Инжиниринг для современного подземного конвейерного транспорта // Глюкауф. – 2009. – №3. – С. 50–51.

4 Терехов, В.М. Системы управления электроприводов: учебник для студентов высш. учебн. заведений / В.М. Терехов, О.И. Осипов / Под ред. В.М. Терехова. – М.: Академия, 2006. – 304 с.

5. Кирия, Р. В. Управление бункерами, работающими в системах конвейерного транспорта угольных шахт / Р.В. Кирия, Д.Д. Брагинец // Збірник наукових праць НГУ. – Дніпропетровськ, 2012. – № 37. – С. 230–236.

6 Кирия, Р. В. Определение пропускной способности и энергоемкости транспортирования горной массы конвейерным транспортом угольных шахт / Р. В. Кирия, Т. Ф. Мищенко // Збірник наукових праць НГУ. – Дніпропетровськ: Державний вищий навчальний заклад «Національний гірничий університет», 2015. – №46. – С. 96–104.

7. Кирия, Р.В. Определение энергетической эффективности систем подземного конвейерного транспорта угольных шахт / Р. В. Кирия // Геотехническая механика: Межвед. сб. научн. тр. / ИГТМ НАНУ. – Днепропетровск, 2014. – Вып. 119. – C. 125–135.

8. Современная теория ленточных конвейеров горных предприятий / В. И. Галкин, В. Г. Дмитриев, В. П. Дьяченко [и др.]. – М.: Из–во МГГУ, 2005. – 543 с.

9. Кирия, Р. В. Математическая модель функционирования аккумулирующего бункера в режиме поддержания в нем объема груза в заданных пределах Р. В. Кирия, Т. Ф. Мищенко, Ю. В. Бабенко // Наукові вісті. Сучасні проблеми металургії. – Дніпропетровськ: НметАУ. – 2012. – №15. – С. 85–96.

10. Кирия, Р. В. Определение среднего объема груза в аккумулирующем бункере, работающем в режиме поддержания в нем объема груза в заданных пределах / Р. В. Кирия, Т. Ф. Мищенко // Збірник наукових праць НГУ. – Дніпропетровськ: Державний вищий навчальний заклад «Національний гірничий університет», 2015. – №49. – С. 106–115.

11. Кирия, Р. В. Адаптивное управление усредняющим бункером, работающим в условиях угольных шахт / Р.В. Кирия, Д.Д. Брагинец // Наукові вісті. Сучасні проблеми металургії. - №13. – Дніпропетровськ: НМетАУ, 2011. – 75–81.

12. Кирия, Р. В. Алгоритм управления системой подземного конвейерного транспорта угольных шахт / Р. В. Кирия, Ю. В. Бабенко // Системні технології. Регіональний міжвузівський збірник наукових праць. – Випуск 4 (99). – Дніпропетровськ, 2015. – С. 10–22.

Об авторах:

Кирия Руслан Виссарионович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом физико-механических основ горного транспорта, Институт геотехнической механики им. Н. С. Полякова национальной академии наук Украины (ИГТМ НАН Украины), Днепр, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Монастырский Виталий Федорович, доктор технических наук, профессор, старший научный сотрудник в отделе физико-механических основ горного транспорта, Институт геотехнической механики им. Н. С. Полякова национальной академии наук Украины (ИГТМ НАН Украины), Днепр, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Мищенко Тамара Федоровна, магистр,главный технолог в отделе физико-механических основ горного транспорта, Институт геотехнической механики им. Н. С. Полякова национальной академии наук Украины (ИГТМ НАН Украины), Днепр, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.