ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ПУНКТА В КАРЬЕРЕ

 Максимов И.И., Максимов И.И.

 Авторы:

Максимов И. И., канд. техн. наук, доцент,

Слободянюк Р. В., аспирант

 (ГВУЗ «Криворожский национальный университет»)

 УДК 622.271.324: 622.271.012.3

 Аннотация.

Технология горных работ с использованием перегрузочных складов широко распространена на глубоких железорудных карьерах. В большинстве случаев, при принятии решения о месте расположения перегрузочного склада в первую очередь учитывается его высотное положение в пространстве карьера, но положение в плане тоже имеет значительное влияние на технико-экономические показатели горных работ. Традиционный подход, рассматривающий в качестве оптимальной точки своза точку центра тяжести, не является гарантией обеспечения минимального значения транспортной работы. 

Исследование выполнено с целью разработки методологической основы для определения точки Ферма-Торричелли для количества экскаваторных забоев, превышающий три, а также с учетом влияния на оптимальную точку своза различий в производительности экскаваторных забоев.

В статье предоставлен обзор современных исследований, в которых для минимизации логистических процессов используются алгоритмы с использованием точки Ферма-Торричелли-Штейнера.

Показано, что когда область выполнения горных работ нельзя аппроксимировать правильной геометрической фигурой, точка центра тяжести не является той, которая обеспечивает минимальную транспортную работу. В таком случае минимальная транспортная работа обеспечивается при совпадении точки своза с точкой Ферма-Торричелли. Предложено решение задачи определения рациональной точки своза разделить на несколько этапов – с определением  координат центра тяжести данной области и координат точки Ферма-Торричелли методом сеток или градиентным методом. Предложенный метод позволяет определить оптимальную точку своза горной массы (минимум транспортной работы) для произвольного количества экскаваторных забоев как с одинаковой, так и с разной производительностью.

Ключевые слова: перегрузочный пункт, временный отвал, точка Ферма-Торричелли, минимизация транспортной работы.

 

Список литературы:

1. Протасов, В. Ю. Максимумы и минимумы в геометрии. / В. Ю. Протасов. - М.: МЦНМО, 2005. — 56 с.

2. Казаков, А.Л.  Оптимизация системы коммуникаций с учетом региональных особенностей: математическая модель и численный метод / А.Л. Казаков, А.А. Лемперт, Г.Л.  Нгуен //Вестник ИрГГУ. - 2014. - Т.95, №12. -  С. 17-22.

3. Лисин, А.В. Эвристический алгоритм поиска приближенного решения задачи Штейнера, основанный на физических аналогиях / А.В. Лисин, Р.Т. Фийзуллин // Компьютерная оптика. - 2013.  – Т. 37, №4. - С. 503-510.

4. Берн, М.У. Поиск кратчайших сетей / М.У. Берн, Р.Л. Грэм // В мире науки. – 1989. – № 3. С. 64-70.

5. Четверик, М.С. Взаимосвязь параметров горных машин, технологий и процессов при открытой добыче руд / М.С.Четверик, Е.А. Бубнова, Е.В.Бабий // Геотехнічна механіка: Міжвід. зб. наук. праць / Ін-т Геотехнічної механіки ім. М.С. Полякова НАН України. – Дніпропетровськ, 2016. – Вип. 126. -  С. 19-27.

6. The Weber problem / Z.Drezner, K.Klamroth, A.Schöbel, et.al. In: Drezner, Z., Hamacher, H.W. (eds.) // Springer, Berlin.-  Facility Location. Applications and Theory. – 2002. - Pp. 1–36.

 

Об авторах:

Максимов Иван Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики, ГВУЗ «Криворожский национальный университет» (ГВУЗ «КНУ»), Кривой Рог, Украина, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. .

Слободянюк Роман Валерьевич, магистр, аспирант кафедры открытых горных работ, ГВУЗ «Криворожский национальный университет» (ГВУЗ «КНУ»), Кривой Рог, Украина, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. .