Максимов И.И., Максимов И.И. Геометрические особенности определения рационального положения перегрузочного пункта в карьере

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ПУНКТА В КАРЬЕРЕ

 Максимов И.И., Максимов И.И.

 Авторы:

Максимов И. И., канд. техн. наук, доцент,

Слободянюк Р. В., аспирант

 (ГВУЗ «Криворожский национальный университет»)

 УДК 622.271.324: 622.271.012.3

 Аннотация.

Технология горных работ с использованием перегрузочных складов широко распространена на глубоких железорудных карьерах. В большинстве случаев, при принятии решения о месте расположения перегрузочного склада в первую очередь учитывается его высотное положение в пространстве карьера, но положение в плане тоже имеет значительное влияние на технико-экономические показатели горных работ. Традиционный подход, рассматривающий в качестве оптимальной точки своза точку центра тяжести, не является гарантией обеспечения минимального значения транспортной работы. 

Исследование выполнено с целью разработки методологической основы для определения точки Ферма-Торричелли для количества экскаваторных забоев, превышающий три, а также с учетом влияния на оптимальную точку своза различий в производительности экскаваторных забоев.

В статье предоставлен обзор современных исследований, в которых для минимизации логистических процессов используются алгоритмы с использованием точки Ферма-Торричелли-Штейнера.

Показано, что когда область выполнения горных работ нельзя аппроксимировать правильной геометрической фигурой, точка центра тяжести не является той, которая обеспечивает минимальную транспортную работу. В таком случае минимальная транспортная работа обеспечивается при совпадении точки своза с точкой Ферма-Торричелли. Предложено решение задачи определения рациональной точки своза разделить на несколько этапов – с определением  координат центра тяжести данной области и координат точки Ферма-Торричелли методом сеток или градиентным методом. Предложенный метод позволяет определить оптимальную точку своза горной массы (минимум транспортной работы) для произвольного количества экскаваторных забоев как с одинаковой, так и с разной производительностью.

Ключевые слова: перегрузочный пункт, временный отвал, точка Ферма-Торричелли, минимизация транспортной работы.

 

Список литературы:

1. Протасов, В. Ю. Максимумы и минимумы в геометрии. / В. Ю. Протасов. - М.: МЦНМО, 2005. — 56 с.

2. Казаков, А.Л.  Оптимизация системы коммуникаций с учетом региональных особенностей: математическая модель и численный метод / А.Л. Казаков, А.А. Лемперт, Г.Л.  Нгуен //Вестник ИрГГУ. - 2014. - Т.95, №12. -  С. 17-22.

3. Лисин, А.В. Эвристический алгоритм поиска приближенного решения задачи Штейнера, основанный на физических аналогиях / А.В. Лисин, Р.Т. Фийзуллин // Компьютерная оптика. - 2013.  – Т. 37, №4. - С. 503-510.

4. Берн, М.У. Поиск кратчайших сетей / М.У. Берн, Р.Л. Грэм // В мире науки. – 1989. – № 3. С. 64-70.

5. Четверик, М.С. Взаимосвязь параметров горных машин, технологий и процессов при открытой добыче руд / М.С.Четверик, Е.А. Бубнова, Е.В.Бабий // Геотехнічна механіка: Міжвід. зб. наук. праць / Ін-т Геотехнічної механіки ім. М.С. Полякова НАН України. – Дніпропетровськ, 2016. – Вип. 126. -  С. 19-27.

6. The Weber problem / Z.Drezner, K.Klamroth, A.Schöbel, et.al. In: Drezner, Z., Hamacher, H.W. (eds.) // Springer, Berlin.-  Facility Location. Applications and Theory. – 2002. - Pp. 1–36.

 

Об авторах:

Максимов Иван Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики, ГВУЗ «Криворожский национальный университет» (ГВУЗ «КНУ»), Кривой Рог, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її. .

Слободянюк Роман Валерьевич, магистр, аспирант кафедры открытых горных работ, ГВУЗ «Криворожский национальный университет» (ГВУЗ «КНУ»), Кривой Рог, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її. .